Перейти к главному содержимому
Сенсорное развитие детей Москва Троицк

Сенсорное развитие детей

Что такое сенсорное развитие детей

Предисловие

Стремительная скорость современной жизни стала для нас нормой. Она формирует у родителей новый взгляд на мир, себя, своих детей. Нам, родителям, хочется, чтобы малыш побыстрее пошел, заговорил, а там, глядишь, и зачитал, и записал. Мы уверены, что чем быстрее свершатся эти достижения, тем успешнее будет в своей взрослой жизни наш ребенок, тем больше он сможет и сумеет. За этими фантазиями мы забыли о том, что составляет естество нашего существования, и на чем, собственно, базируются наши умения. Когда ко мне обращаются родители с жалобами на то, что ребенок с трудом ориентируется в пространстве и времени, не умеет фантазировать, плохо говорит, читает, пишет, ничего не может толком рассказать и даже боится ездить на велосипеде – я смотрю на то, как устроена, сформирована сенсорная чувствительность у детей. Вы возразите – какая связь? Как сенсорная чувствительность соотносится с тем, что мой ребенок не умеет решать математические задачи, коряво пишет, плохо осваивает иностранный язык, не может составить схему или правильно скопировать танцевальное движение? Да, друзья, как говорится — невероятно, но факт. Все эти несовместимые, на первый взгляд, действия оказываются связанными одной тканью, названной сенсорной чувствительностью.

Сенсорная чувствительность

Это удивительный базис буквально для всех умений, представлений которыми мы овладеваем в детстве. Прямо с рождения. Базис, из которого постепенно формируются высшие умения: анализ, синтез, обобщение и классификация. Приведу пример. Ползающий по квартире малыш, у которого формируется, вслед за расширением доступного пространства, представление о мире: что ближе, что дальше от меня, где верх, а где низ, а где я посреди всего этого пространства. А вот этот же малыш немного позже: он все хватает, пробует руками, пробует на зуб, все кидает и бросает – и при этом он слышит звуки, с которыми падают предметы, чувствует руками форму, температуру, фактуру предмета, ощущает его запах и вкус. Смотрим дальше. Ребенок играет с фруктами на столе – он видит, что если поделиться яблоком с сестрой, то количество фруктов уменьшается. В руках дошкольника появляются счетные палочки, и теперь счетные палочки заменяют реальные бытовые предметы. И, наконец, ученик. Ему нужно решить задачку без палочек, представляя действия с предметами. И здесь могут быть трудности в случае, если нет достаточно развитой «сенсорной копилки».

Сенсорное развитие — взгляд в глубину

«Сенсорная копилка» – это место в головном мозге, где сохраняется информация о свойствах предметов окружающего мира во всем их многообразии. Эта копилка имеет свойство накапливать сенсорный опыт. Для того, чтобы в дальнейшем мудро им распорядиться и помочь человеку решить какую бы то ни было задачу с помощью тех сенсорных эталонов, которые находятся здесь. Без этих эталонов мы не смогли бы писать, читать, проектировать здания, строить, заниматься серьезной теоретической наукой – ведь нельзя потрогать то, чего пока еще нет!
Вот почему родителям необходимо уделять внимание и место для получения различного сенсорного опыта детьми. Для крошек от рождения до трех лет родители являются проводниками в мире, наполненном сенсорной информацией: тон и громкость голоса, которые можно и нужно менять, прикосновения любимой теплой мамы, «полеты» в надежных папиных руках, достаточное пространство для движений, смена ощущений напряжения-расслабления, звуки дома и природы и прочее и прочее. Мы, родители, заботимся о здоровье и благополучии нашей крохи. Важно заметить и обратить внимание на особенности его развития, проявляющиеся в низкой эмоциональности, безразличии к близким. В подобной ситуации ранняя помощь, оказанная специалистами в области сенсорной интеграции, может оказаться невероятно важной. Специальные занятия для малышей вместе с мамой порой сводят на нет негативные проявления психики за счет наполнения и развития сенсорной чувствительности.

Сенсорное развитие малышей

Это фундамент нормального их развития в дальнейшем. Как часто приходиться сталкиваться со случаями, когда в нужный, чувствительный момент у ребенка не оказалось нужного объема опыта. Потом эти пробелы показываются нам как в кривом зеркале. Потому что функция, которая, в норме, основана на этой чувствительности, работает «криво», в компенсаторном режиме.
Нелишне вспомнить о том, что мы, люди, человеки — весьма чувствительные существа. Что наши ощущения рождаются и развиваются вместе с нами. Что сенсорные системы организма (слух, зрение, обоняние, тактильность, кинестетика) – это тот инструмент, с помощью которого мы соприкасаемся с окружающим миром и этот мир становится частью нашего внутреннего пространства. Открыть этот необыкновенный мир, наполненный звуками, образами, ощущениями для ребенка – это значит, открыть дверь в его будущее «Я».

Автор статьи: Булах Руфина

Запись на диагностику и консультацию!

Заполните форму для заявки, или свяжитесь с нами по тел.: +7(964)599-99-25

Похожие сообщения

Нейропсихолог в Троицке Москва Нейропсихология для чего она

Нейропсихолог для ребенка в Троицке Москва

Сенсорная интеграция в Троицке

Что такое «сенсорная интеграция»?

О экзистенциальной психотерапии

Экзистенциальная психотерапия