Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика Троицк МоскваОчень важный этап занимает дыхательная гимнастика, как при постановке звуков, так и при запуске речи

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и выразительной интонации. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произношении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз, речь скандированная, ребенок говорит, как робот.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. Особенно при запуске речи, например, Игра «Флейта», нужно дуть в флейту, при этом зажимать нос ребенку на пару секунд, что бы произошел механический выдох, тем самым ребенок подует, и услышит звук флейты. Для закрепления необходимо несколько раз подуть, каждый день, пока ребенок самостоятельно не подует. Только после этого можно перейти к произвольному выдоху, надувать мыльные пузыри и т.д
При скандированном произношении (дизартиря), надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Свою работу по развитию речевого дыхания нужно начинать с игр и упражнений без участия речи.

Цель дыхательных упражнений:

  • Увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм;
  • Выработать плавный, длительный, экономный выдох;
  • Активизировать работу мышц губ.

Во время проведения описанных игр и упражнений необходим постоянный контроль педагога за правильностью дыхания.
Параметры правильного ротового выдоха:

  • выдоху предшествует сильный вдох через нос – “набираем полную грудь воздуха”;
  • выдох происходит плавно, а не толчками;
  • во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
  • во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
  • выдыхать следует, пока не закончится воздух;
  • во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Привила проведения игр:

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями. Во время проведения игр и упражнений необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Картинку с флейтой ….

Дыхание – одна из основ постановки хорошего звукообразования
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и выразительной интонации.

Желаем Вам успехов в постановке правильного дыхания!

Автор статьи: Мария Гайдук

Записи центра «ЛОГОС»