
Если ребенок в 3 года не говорит
Или произносит очень мало звуков, это может быть связано с разными причинами – как физиологическими, так и патологическими. Давайте попробуем разобрать основные вопросы.
1. Норма или задержка?
Норма для 3 лет: ребенок должен говорить простые предложения (2–4 слова), знать более 1000 слов, использовать местоимения («я», «ты»), но многие звуки могут отсутствовать (Р, Л, Ш, Ж – часто появляются позже).
Тревожные признаки:
- Использует жестовую речь или лепетные слова («би-би», «ням-ням»);
- Не строит фразы;
- Не понимает обращенную речь;
- На бытовом уровне нет понимая двусоставных инструкций («например — принеси мяч»).
2. Возможные причины отсутствия речи
Физиологические, возможно не требующие срочного вмешательства, но на которые стоит обратить внимание и проконсультироваться с профильным специалистом, например, с неврологом и логопедом)
- Индивидуальный темп развития – некоторые дети начинают говорить позже, особенно если в семье были такие случаи.
- Двуязычная среда – ребенок может дольше молчать, но потом говорить на двух языках (будет двойная нагрузка и сочетание и смешивание языков).
Психологические и социальные факторы
- Дефицит общения – с ребенком мало разговаривают, не стимулируют речь;
- Гиперопека – родители угадывают желания, не давая стимула говорить;
- Стресс, испуг – задержка речи на фоне психологической травмы.
- Аутизм или РАС, и прочие факторы – ребенок не использует речь для общения, избегает контакта, повторяет слова без смысла (эхолалия).
Неврологические и медицинские причины
- Задержка речевого развития (ЗРР – до 3х лет) – отставание при сохранном интеллекте;
- Алалия (моторная или сенсорная) – органическое поражение речевых зон мозга;
- Дизартрия – нарушение работы мышц из-за неврологических проблем;
- Тугоухость и задержка звуковых сигналов – ребенок не слышит речь и поэтому не повторяет или информация доходит до мозгового центра не сразу (отсроченная реакция на обращенную речь);
- Синдром Дауна, ДЦП, генетические синдромы, и прочие связанные проблеммы – часто сопровождаются задержкой речи.

3. Что делать в случаях если ребенок не говорит в 3 года?
К каким специалистами стоит проконсультироваться?
- ЛОР (аудиограмма, слуховые вызванные потенциалы) – проверить физиологический слух;
- Невролог – исключить поражения ЦНС, гипоксию, последствия родовых травм;
- Логопед, дефектолог – оценить уровень понимания речи и возможности артикуляции, миофункциональные нарушения, и прочие отклонения, связанные с речевыми мышцами;
- Психолог – при возможных психологических блоках.
Чем рекомендовано заниматься дома с ребенком для создания условий к появлению речи?
- Говорить четко и эмоционально, но не «сюсюкать»;
- Задавать вопросы, давать выбор («Ты хочешь яблоко или банан?»);
- Читать книги, обсуждать картинки;
- Использовать артикуляционную гимнастику (упражнения для языка, губ);
- Развивать мелкую моторику (лепка, шнуровки, пальчиковые игры);
- Жевание твёрдой пищи.
Когда нужны специалисты?
Если к 3 годам речь не появилась или остается на уровне лепета – обязательно подключать логопеда-дефектолога и невролога.
Вывод
Обратитесь к специалистам, чтобы исключить серьёзные причины, и активно занимайтесь развитием речи дома. Часто при правильном подходе дети быстро догоняют сверстников.
Если у вас есть дополнительные вопросы или нужны конкретные рекомендации напишите нам!
Записаться к логопеду
